E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки
НА ГЛАВНУЮ    Владимир БАРМАКОВ
И СПИЧКИ БОРОЛИСЬ ЗА ПОБЕДУ
№2-2005
№2, 2005

вернуться к оглавлению
реклама
TopList



     С началом Великой Отечественной войны в стране стали переводить тысячи больших и малых предприятий с выпуска гражданской продукции на производство военной техники, вооружения, боеприпасов и военного имущества.
     В первые месяцы войны враг глубоко вклинился в глубь нашей страны – на временно оккупированной территории оказалось 15 предприятий спичечной промышленности. Разграблению, полному или частичному уничтожению подверглись фабрики – «Волна революции», «Малютка» и «Ревпуть» в Брянской области, им. Ленина и «Пролетарское знамя» в Ленинградской области, «Черневская» в Псковской области, им. Кирова, им. Х-летия Октября, «Везувий», «Пинская» в Белорусской ССР и пять предприятий в прибалтийских республиках – в гг. Таллине, Вильянде, Клайпеде, Риге и Лиепае (более 70 % всех мощностей спичечной промышленности страны).
     Одна из причин такого катастрофического положения заключалась в предвоенной доктрине размещения предприятий спичечной промышленности преимущественно в западных районах страны. Отсутствие производственных мощностей по производству спичек в Центральных и Восточных регионах, районах Урала, Сибири и Поволжья поставили страну по снабжению фронта и населения спичками в крайне тяжелое положение. Неблагоприятно складывающаяся фронтовая обстановка привела к тому, что мобилизационные спичечные запасы, хранившиеся на военных базисных складах в гг. Гомеле, Борисове, Киеве, Харькове, были уничтожены нашими войсками при отходе либо захвачены врагом, в результате чего фронт оказался почти без снабжения спичками.
     Основные тяготы обеспечения фронта спичками легли на государственные спичечные фабрики, которые были расположены далеко от линии фронта. Все фабрики обрели статус оборонных предприятий и быстро перестраивали работу на военный лад. Планы выпуска спичечной продукции в это время диктовал Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, созданный 1 июля 1941 г. Новые нормы продовольственного пайка на военное время были утверждены 22 сентября 1941 г., они предусматривали введение 14 продовольственных норм, дифференцированных с учетом военно-служебных обязанностей и в зависимости от условий несения службы отдельными контингентами военнослужащих. Принцип снабжения войск спичками предусматривал выделение всем военнослужащим, не входящим в состав действующих войск, по 3 коробка спичек в месяц и по 10 коробков в месяц всем военнослужащим действующих армий. Такие огромные потребности в спичках должны были реализовать восемь оставшихся государственных спичечных фабрик: «Байкал», Иркутская область, «Белка», «Красная звезда», Кировская область, «Победа», Пензенская область, «Сибирь», Томская область, «Маяк», Ярославская область, им. 1 Мая, Башкирская АССР, «Искра», Хабаровский край.
     Война потребовала срочной разработки новых видов специальной продукции, таких как запалы для гранат и бутылки с зажигательной смесью, сигнальные спички, спички подрывника и ряд других видов. Первые дни войны выявили существенный недостаток выпускаемой спичечной продукции, так как спичечный коробок оказался совершенно непригодным к использованию в полевых условиях. В солдатских гимнастерках и офицерских кителях традиционный коробок рассыпался, слишком оттопыривал карманы военной формы, а спички отсыревали.
     Перед производителями были поставлены большие задачи по отработке новых технологических процессов, освоению более подходящих комплектующих материалов и изготовлению спичечной продукции, применяемой в войсках. Фабрики стали увеличивать производственные мощности, переходить на трехсменную работу, использовать обходные технологии и запускать в производство все имеющиеся запасы материалов и сырья. С июля 1941 г. начала работу Комиссия по мобилизации ресурсов при Академии наук СССР, которая объединила усилия ученых по наиболее эффективному использованию природных ресурсов отдельных регионов страны для нужд обороны. Специальным распоряжением всем спичечным фабрикам было предписано использовать спичечные этикетки только установленного образца с единой тематикой и текстом. Оформление этикеток было выдержано в духе военного времени, они призывали, учили и предупреждали, воспитывали ненависть к врагу, помогали молодым бойцам. Текстовые надписи на этикетках государственных фабрик напоминали плакаты, вот их тексты: «Будь бдителен! Сохраняй военную и государственную тайну!», «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!», «Все силы на борьбу с фашизмом! Ответим на удар врага сокрушительным тройным ударом!», «Не верь провокационным слухам, разоблачай шептунов и болтунов!», «Вперед на врага, богатыри советской страны!», «Все как один на защиту Отечества!», «Сотрем с лица земли фашистских варваров!», «Убей врага!», «Вперед на запад!», «Смерть немецким оккупантам», «Железная воинская и государственная дисциплина – залог победы над фашистскими варварами», «Честно и самоотверженно работай на своем посту – этим ты помогаешь Красной Армии», «Женщины-колхозницы, изучайте трактор, заменяйте трактористов, ушедших на фронт».
     С 1942 г. наметилась положительная тенденция, которая привела к тому, что в августе был освоен выпуск нового вида спичечной продукции – «спичек-книжечек», которые полностью решили проблему сохранности и удобства использования спичек. В тот же год количество производств увеличилось, вступили в строй вновь построенные спичечные фабрики в г. Бийске и г. Барнауле (Алтайский край) (на базе эвакуированного оборудования спичечной фабрики г. Речица из Гомельской области), в г. Баку (Азербайджанская ССР), г. Мцхета (Грузинская ССР). Однако все эти мероприятия оказались недостаточными, и страна продолжала испытывать дефицит спичечной продукции. Особую роль в решении проблемы сыграли производства местной промышленности. Совет Народных Комиссаров СССР изложил распоряжение № 5304р «Об удовлетворении потребности населения в спичках» от 31 марта 1942 г. Этим распоряжением в целях сокращения дальних перевозок спичечной древесины и удовлетворения потребности населения в спичках обязали совнаркомы РСФСР, Азербайджанской ССР, Грузинской ССР, Казахской ССР, Армянской ССР, Таджикской ССР, Киргизской ССР, совнаркомы автономных республик, областные и краевые исполкомы, а также наркомместпромы этих республик и Управление промкооперации при Совнаркоме РСФСР организовать в течение 2-го квартала 1942 г. 170 кустарных спичечных предприятий производительностью по 10000 ящиков спичек в год с выпуском в 1942 г. не менее 850000 ящиков спичек, разрешить предприятиям местной промышленности и промкооперации производить упаковку спичек в мягкую тару (в бумажные пакеты), организовать к 1 мая 1942 г. в г. Москве по типовому проекту Главспичпрома экспериментальную спичечную фабрику мощностью 10000 ящиков спичек в год.
     С этого времени на десятках предприятий местной промышленности, включая артели, мастерские, мелкие заводы и фабрики, начали приспосабливать оборудование под изготовление всевозможных видов спичечной продукции. В работу шли все местные ресурсы района, области, края, которые были на административной территории. Составы зажигательной смеси для спичек разрабатывались с учетом природных ресурсов и имеющихся на складах довоенных запасов химических реактивов. Основная цель местных предприятий состояла в обеспечении спичечной продукцией населения, так как поставки с государственных спичечных фабрик для граждан с началом войны прекратились. Постепенно предприятия местной промышленности увеличили выпуск продукции и с 1943 г. стали поставлять спички также в действующую армию. Основная нагрузка по оказанию помощи местным предприятиям, подбору оборудования, отработке технологических процессов и обучению технического персонала легла на Московскую экспериментальную спичечную фабрику. Эта фабрика стала центром всех начинаний и разработки технических новшеств военной спичечной промышленности. Например, там разработали и начали выпуск больших и малых сигнальных спичек, специальных запалов-розеток для комплектования противотанковых гранат, запалов для ручных дымовых гранат и поджога прессованного и насыпного термита, специальных ветроустойчивых запалов и сигнальных брикетов для использования в авиации. Для подрывников, саперов, диверсионных подразделений и партизанских отрядов были разработаны «спички подрывника» и «сесквисульфидные спички» (спички, которые зажигаются при трении о любую поверхность). Для борьбы с танками противника по заданию армии была создана конструкция бутылки с воспламеняющейся смесью фосфорно-серного состава. Специальная спичка к этим бутылкам была также разработана и изготовлена на фабрике. Блокадный Ленинград, крайне нуждающийся во всех товарах народного потребления, мужественно преодолевал все лишения и невзгоды и отчаянно боролся за свое выживание. Было приложено немало усилий, чтобы каждый защитник города и каждый житель имел повседневно необходимый предмет – спички. Их изготовлением занимались 16 промышленных предприятия местной промышленности, в их числе были: шоколадно-конфетная фабрика, лесотехническая академия, фабрика по изготовлению искусственных зубов, фабрика печатных игр и др.
     Всего в настоящее время филуменистами
     обнаружено около 120 предприятий местной промышленности, которые выпускали в годы войны спичечную продукцию. В 1943 г. Центральной научно-исследовательской лаборатории спичечной промышленности была определена для разработки тема «Перспективы развития технологии спичечных производств в послевоенный период». В 1944 – 1945 гг. началось восстановление спичечных фабрик на освобожденных территориях. Так, в декабре 1944 г. спичечная фабрика в г. Пинске (Белорусская ССР) была включена в состав Пинского фанероспичечного комбината и начала давать продукцию, в 1949 г. была восстановлена фабрика «Пролетарское знамя» в г. Чудово Ленинградской области, и 10 марта 1949 г. она выдала первую послевоенную продукцию. Постановлением СНК СССР от 04.01.1945 г. № 19 был прекращен выпуск спичек в мягкой упаковке и вновь установлен выпуск спичечной продукции в коробках. Потребности действующих армий в спичках с конца 1942 г. в основном были удовлетворены. Однако это стало возможным благодаря резкому снижению поставок спичечной продукции местному населению, повышению планов выпуска продукции всем действующим государственным спичечным фабрикам и переводу их на военный режим работы, а также началу выпуска спичечной продукции на предприятиях местной промышленности. За весь период Великой Отечественной войны спичек было выпущено в 3 раза меньше, чем в предыдущие пять лет, однако чрезвычайной ситуации их нехватки не произошло, фронт бесперебойно снабжался спичками. Война заставила разработать десятки новых видов спичечной продукции и спичек специального назначения, расширить основные мощности государственных спичечных фабрик, увеличить их производительность и создать условия для накопления стратегических резервов. Опыт выпуска спичечной продукции в условиях войны показал возможность быстрого перевода предприятий местной промышленности на выпуск несвойственной ей спичечной продукции.
     Именно эти предприятия обогатили филуменистические коллекции шедеврами этикеточного искусства военного периода. Так как специальных указаний этим предприятиям по вопросам оформления упаковки спичек не поступало, они пользовались традиционной тематикой плакатного искусства, которое было широко распространено в эти годы. На этикетках можно увидеть призывы и лозунги, бойцов, рвущихся в бой, краснозвездные танки, разящие вражеские укрепления, и военные корабли, стоящие на охране блокадного Ленинграда. Впервые в годы войны на этикетках стали публиковаться патриотические стихи на военную тематику, рисунки кораблей Военно-морского флота, различные модификации бронетанковой техники и другого вооружения.
     Полную версию выпущенных советских спичечных этикеток в годы Великой Отечественной войны можно найти в следующих изданиях: «Каталог спичечных этикеток Московской экспериментальной спичечной фабрики 1942 – 1945 гг.» – авторы – В. К. Воложинец, Р. С. Дюпин, «Каталог спичечных этикеток и буклетов Ленинграда 1941 – 1945 гг.» автор – Р. С. Дюпин и «Каталог-альбом спичечных этикеток Великой Отечественной войны», автор – В. Г. Бармаков.
     По объему производства спичек в расчете на душу населения Советский Союз в 1938 – 1940 гг. имел 56 коробков (США – 54,4 коробка спичек), с 1941 – 1945 гг. спичек было выпущено в три раза меньше, чем в предыдущие пять лет, и тем не менее к 1951 г. спичечная промышленность по объему производства достигла предвоенного уровня.
     Венцом спичечного-этикеточного искусства в победном 1945 г. стал спичечный набор фабрики «Победа», на коробочном этикете которого выполнено Красное знамя нашей Победы.

назад


webm@ster
E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки