E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки
НА ГЛАВНУЮ    Упаковка музыкальных носителей
№1-2002
№6, 2002

вернуться к оглавлению
реклама
TopList


     Согласно исследованиям маркетологов 25 % успеха музыкального альбома приходится на оформление его упаковки
     Жанр искусства или элемент рекламы?
     Тот самый момент, когда Императорская академия художеств, в конце концов, признала возможным наравне с изображением гнева Ахилла изображение гнева чиновника на свою кухарку , можно признать началом борьбы за равноправие всех видов и жанров искусства, как больших, так и малых. Жанр оформления упаковки только начинает в нашей стране свой путь к признанию его одним из способов творческой деятельности человека.
     Разумеется, этот жанр не может приобрести вес и значимость, не имея своей истории. Рассказ об истории развития оформления музыкальных альбомов в России ? главная задача предлагаемой читателям статьи. Как наиболее полно отразить содержание альбома с помощью оформления? Куда движется оформительское искусство? Ответы на эти вопросы можно считать целью этой публикации. Не претендуя на истину в последней инстанции, автор надеется на определенный резонанс от этой статьи среди тех, кому небезразличен данный вопрос: профессиональные художники-оформители (дизайнеры), музыканты, производители и продавцы музыкальной продукции.
     Следует сразу оговориться, что кроме малочисленных статей на тему оформления музыкальных альбомов в периодике у нас в СССР, а затем в России не появлялось исследований значительного объема.
     С конца 70-х годов этим вопросом заинтересовалась фирма "Мелодия", и ее одноименный журнал учредил "Конкурс конвертов". Но сами проблемы оформления конвертов обсуждались лишь однажды, в статье "Художественный совет", где за "круглым столом" высказывались художники, искусствоведы и представители фирмы. Более или менее регулярно в музыкальных изданиях публиковал статьи о "ковре-дизайне" Василий Гаврилов, один из ведущих художников этого направления. В московском журнале "Да!" в 1994-1995 гг. и санкт-петербургском "НоМИ" появлялись достаточно серьезные статьи по теме. Но все равно этот предмет не вызывал должного интереса. А ведь пластинка начинается с обложки.
     Прежде чем осветить тот процесс, который происходил в смене отношения к обложке (упаковке) пластинки, нужно определить, чему вообще призвана служить эта обложка. Главная ее функция с точки зрения практической, как упаковки, - перемещать в пространстве, предохранять ее от царапин и воздействия окружающей среды и с середины ХХ в. - идентифицировать ее содержание.
     Тогда же, в середине ХХ в., появилась и другая функция - сигнальная, в самом широком смысле - привлечь внимание покупателя, дать ему понятие о стиле музыки. Часто конверты-упаковки раскрывают содержание, настроение, послание альбома, рассказывают о тех событиях, которые сопровождали его создание.
     Подход самих музыкантов к оформлению обложки собственного альбома - признак определенного качества музыкального продукта. Например, выход одного из альбомов группы "Led Zeppelin" задержался на 9 мес из-за того, что музыкантов не устраивало качество оформления.
     Контраст советских и зарубежных конвертов к середине 50-х годов стал настолько разительным, что уровень оформления советских грампластинок должен был измениться. К сожалению, этот процесс начался лишь в 70-е годы.

     Предыстория (1903-1963 гг.)
     В начале ХХ в. оформление конвертов с современной художественной точки зрения находилось на нулевом уровне. Богатые торговцы грампластинками использовали очень плотную бумагу для конвертов, иногда даже рифленую. Например, конверты Торгового дома А. и В. Грачевых имели следующее оформление: в верхней части крупными буквами название "Торговый дом А. и В. Грачевых". Справа и слева оттиски медали Международной выставки в Риме 1911 г. Внизу, под отверстием для этикетки, адрес Торгового дома. С обратной стороны - реклама граммофона (с его изображением) и реклама грампластинок: "Наши грампластинки - лучшие в мире!". Почти так же выглядели конверты Торгового дома "Роберт Кенц" и многие другие.
     Но чаще для самих обложек использовалась тонкая бумага, в результате чего век их был короток. Обложка была скорее товарной оберткой. И такая картина (разве что менялись сюжеты для серийных обложек) продолжалась едва ли не до конца 60-х годов.
     Сегодня интерес для многих специалистов представляют этикетки грампластинок, выпускавшихся в начале ХХ в., во-первых, в силу их лучшей сохранности (оригинальных конвертов сохранилось неизмеримо меньше, чем грампластинок с этикетками), а во-вторых, они зачастую представляют собой большую эстетическую ценность. Рассмотрим некоторые этикетки, выпускавшиеся в России до 1917 г.
     Большинство фирм ограничивалось печатанием на этикетках своей торговой марки. Товарищество В.И. "Ребиков и К*", например, имело очень изящную торговую марку: круг, разделенный пополам, в его верхней половине аббревиатура "В.Р. и К*", в нижней половине - имитация звуковых дорожек, по центру - большой скрипичный ключ, заходящий на обе половины, а над кругом три звезды.
     Полупиратская, как мы бы сейчас сказали, фирма "Orpheon Record" обладала довольно помпезной торговой маркой: женщина в тунике бьет в литавры, позади нее громадная лира, превышающая рост самой женщины. Справа и слева полукругом идут слова названия фирмы в рамках, с верхних углов рамок свисают аксельбанты. Именно эта фабрика первой стала печатать на своих этикетках (в 1910 г.) портрет исполнителя. Это была А.Д. Вяльцева. Возможно, что именно проблемы с легализацией своей продукции заставили владельцев "Orpheon Record" пойти на столь оригинальный для того времени шаг.
     Продолжила это начинание тогда только одна фирма, которая, как ни странно, не имела юридических и коммерческих проблем. Это была одна из наиболее процветающих фабрик грампластинок "Экстрафон", находившаяся в Киеве. Однако многие пластинки фирмы украшались только торговой маркой в виде парящей музы.
     Оригинальной этикеткой обладала небольшая фабрика "Звукопись". Во-первых, она была квадратной формы, во-вторых, использовались элементы русского народного искусства. Например, название фирмы было написано древнерусским шрифтом, изображения двух петушков в левом и правом углах напоминали вышивки на тканях, а полукруглые рубчики по краям самой этикетки делали ее похожей на головной платок.
     Остальные этикетки можно объединить в группу а-ля "Пишущий Амур", по торговому знаку фабрики "Граммофон". Он изображал Амура возлежащего на диске и пером чертящего на нем бороздки. Многие другие фабрики использовали аллегорические фигуры (чаще всего муз) в различных комбинациях с музыкальными инструментами и атрибутами. Подобные этикетки помещали на своих пластинках фирмы "Сирена Гранд Рекорд", "Стелла Концерт Рекорд", "Омокорд" и др. Все эти картинки по-мещански красивы и сентиментальны, но это были типовые этикетки, поэтому об индивидуальном соответствии между изображением и музыкой говорить не приходится.
     Основным же носителем художественного оформления были тогда каталоги грампластинок, которые подготавливали общие традиции оформления пластинок в последующие времена.
     Однако вскоре после переворота 1917 г. производство грампластинок замерло, но ненадолго. Уже в 1918 г. их начали печатать вновь, причем использовали старые матрицы. Репертуар подвергся легкой цензуре в соответствии с "естественной" необходимостью, но особых перемен сначала не было.
     Большевики очень быстро озаботились выпуском собственных грампластинок. Идеи лучше, чем выпуск речей Ленина, нельзя было придумать. Пластинка с записью "Слова тов. Ленина" памяти Я. М. Свердлова была выпущена в 1919 г. Центропечатью ВЦИК. Оформление этикетки скромно, но интересно. По ее внешнему кругу идет окантовка, затем следующим кругом идет полное название выпускающей организации. Части названия отделены друг от друга шестиконечными звездочками. Затем опять окантовка, за ней размещается основная часть этикетки. В верхней части полукругом проходит надпись "Советская пластинка", под ней слева - серп со звездой (не советской, а простой звездой), справа - молот. В нижней половине этикетки - картуш с информацией о записи. Между завитками картуша остроумно поместили отверстие. У данной этикетки интересно шрифтовое решение. Это крупные, броские буквы, типичные для плакатов первых лет революции: они устойчивы, монументальны, характерное сочетание линий очень толстого и очень тонкого плакатного пера.
     В 1923 г. выпущена еще одна пластинка с записью речи Ленина "Что такое Советская власть?". Ее этикетка также представляет собой большой интерес. По ее краю идет обод, на котором помещены надписи "Фабрика Пятилетия Октября" и "Госпросснаб НКП" (организация, ведавшая в 1922-1923 гг. выпуском грампластинок). Центральной фигурой, хотя и расположенной у правого края этикетки, является фигура рабочего. Он стоит на аллегорическом изображении земного шара (точнее - его части), правой рукой ко рту он поднес рупор, из которого "выходят" слова "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", в левой руке - молот. По его одежде можно судить, что он недавний выходец из крестьян. Таким образом, соблюдена рабоче-крестьянская сущность революционного искусства. Стиль изображения рабочего совпадает со стилем Окон РОСТА и плакатов того времени: атлетическая фигура уверенного в себе пролетария, поданная в виде профильного силуэта.
     Эти две этикетки отличаются от дореволюционных тем, что если и не передают в какой-либо степени содержание записи, но зато гораздо точнее соответствуют стилю своего времени. Однако это был единичный случай. Вскоре развитие оформления музыкальных конвертов в Советской России пошло совсем другим путем.
     В 20-30-х годах главным объектом внимания в производстве пластинок были, конечно, качество записи и количество произведенных экземпляров. Этим вопросам посвящали статьи наши выдающиеся журналисты С. Третьяков и М. Кольцов. Свои разгромные фельетоны они направляли против плохой организации производства, против ужасных условий записи. Разумеется, оформлению уделялось внимание в последнюю очередь. Оформление конвертов было только типовым и одноцветным.
     На конвертах часто помещали изображения узнаваемых архитектурных зданий, например кремлевских башен. Есть конверт с изображением скульптуры "Рабочий и колхозница" В. Мухиной. К юбилею А.С. Пушкина в 1937 г. был выпущен конверт с изображением поэта на фоне Адмиралтейства. Наиболее распространенным и наиболее скромным был конверт Апрелевского завода. Сначала на конверте просто крупно было написано вверху "Апрелевский завод", а внизу "СССР". Затем в верхней части конверта, по центру, стали помещать эмблему завода: ласточку и скрипичный ключ на фоне лучей восходящего солнца, внизу, название завода. Обратную сторону занимала инструкция по обращению с грампластинкой. Центральную же часть конверта занимало отверстие под этикетку.
     Что же изображалось тогда на этикетках? К сожалению, ничего особенного - все те же торговые марки. Изредка можно было обнаружить тематическую картинку вроде слушающих или танцующих пар. Были и другие этикетки с различными картинками, но по отношению к общему потоку их количество было чрезвычайно мало.

     О том, как упаковывали и этикетировали грампластинки в 40-80 гг. ХХ века читайте в следующем номере журнала.

назад


webm@ster
E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки