E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки
НА ГЛАВНУЮ    УПАКОВЩИКАМ НУЖНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА
№4-2001
№4, 2001

вернуться к оглавлению
реклама
TopList


     В Москве в рамках Международной выставки "Росупак-2001" при содействии Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере упаковки, журнала "Тара и упаковка" и КВЦ "Сокольники" состоялся "круглый стол" "Развитие законодательной и нормативной базы упаковочной отрасли"

     На "круглом столе" были заслушаны следующие доклады.
     Основные проблемы развития законодательной и нормативной базы упаковочной отрасли (А.Г. Бойко, Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере упаковки);
     Стандартизация и маркетинг (В.Н. Румянцев, ООО "Продмаштест");
     К вопросу о подготовке специалистов в сфере производства упаковки и утилизации упаковочных отходов (Л.П. Беседина, учебный центр "Упаковка-Миллениум" Академии менеджмента инноваций);
     Гармонизация отечественных стандартов по таре, упаковке и отходам в аспекте присоединения Российской Федерации к ВТО (Н.А. Хромова, Российский информационный центр Всемирной торговой организации - ВТО);
     Пошлины на импорт упаковочных материалов и готовой продукции. Возможные тарифно-таможенные льготы при различных таможенных режимах (В.А. Канаев, Государственный таможенный комитет Российской Федерации);
     Упаковка и окружающая среда. Нормативно-правовое регулирование тароупаковочными отходами в Европейском Союзе. Директива об упаковке и упаковочных отходах (М.Л. Козельцев, Российский региональный экологический центр);
     Использование отходов тары и упаковки: экономический и технологические аспекты (В.В. Девяткин, НИЦ по проблемам управления ресурсосбережением и отходами - НИЦПУРО);
     О мерах по упорядочению приема потребительской тары у населения в г. Москве (Ю.Д. Кодриков, ГУП "Московское качество");
     Информационно-аналитическое обеспечение в области упаковки и упаковочных отходов (И.Н. Смиренный, журнал "Тара и упаковка").
     Участники "круглого стола", обсудив выступления докладчиков и актуальные вопросы совершенствования законодательной и нормативной базы упаковочной отрасли, отметили следующее.
     Упаковочная индустрия, которая начала формироваться в Российской Федерации как отрасль более 10 лет тому назад, в настоящее время характеризуется следующими показателями:
объем материалов, используемых для производства тары и упаковки, составляет более 6 млн т в год;
в сфере производства упаковочной продукции задействовано более 4000 предприятий из самых различных отраслей промышленности;
     упаковка используется практически на всех предприятиях перерабатывающей промышленности; только в пищевой промышленности таких предприятий насчитывается более 25 тыс.;
затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности России (с учетом затрат на транспортировку тары и упаковки к местам ее использования) оцениваются специалистами примерно в 12-14 трлн руб. в год.
     Развитие тароупаковочной отрасли в России осуществляется в рамках установившихся в мире тенденций по расширению ассортимента и масштабов использования полимерных и композиционных материалов:
в молочной промышленности наращиваются масштабы использования ламинированных материалов, пленок с двуокисью титана для упаковки молока, пленок ПВХ, полипропиленовой пленки;
в пищевой и пищеконцентратной промышленности используются комбинированные пленочные материалы на металлизированной полимерной основе, в плодоовощной - пленки из ПВХ и полиофинов для изготовления выдувной тары при розливе соков и напитков, в кондитерской - полимерные и комбинированные материалы взамен многослойной бумажной обертки;
в пивобезалкогольной промышленности масштабы выпуска бутылок из полиэтилентерефталата для упаковки пива, безалкогольных напитков, питьевой и минеральной воды достигли более 7 млрд шт. в год. Развивается производство по выпуску алюминиевых банок для прохладительных напитков.
     Производственная база упаковочной индустрии требует скорейшей модернизации. Степень износа оборудования в упаковочном производстве оценивается как очень высокая. Более половины оборудования эксплуатируется от 10 до 30 лет, 25 % - свыше 30 лет. Доля механизированных линий в составе действующего оборудования упаковочной индустрии пищевой промышленности составляет около 8 %.
     Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что существующая производственная база упаковочной индустрии России в значительной степени (примерно на 60 %) оснащена импортным оборудованием и в этой связи ориентирована на использование большого количества импортных упаковочных материалов, в том числе многослойных и комбинированных пленочных материалов, гофрокартона микропрофилем, картона с покрытиями и специальной обработкой, обладающих водоотталкивающими свойствами и жиронепроницаемостью. Следует отметить, что некоторые виды этих изделий изготавливаются за рубежом из российских материалов.
     Необходимо отметить, что в организационном плане упаковочная индустрия в России существует как отрасль, не имеющая правового статуса. Существует ощутимый дисбаланс между возможностями производства упаковки и ее сырьевой и машиностроительной базой. Практически отсутствует научно-методическое обеспечение этой отрасли. Отсутствует даже минимальная государственная поддержка отечественной упаковочной индустрии. Несмотря на то что в отрасли занято значительное количество предприятий малого и среднего бизнеса, позиция "упаковка и упаковочные отходы" (в отличие от позиции "пищевая промышленность", неразрывно связанной с упаковкой) не включена в число приоритетов применительно к малому предпринимательству, что отрицательно сказывается на развитии этого сектора экономики.
     В перспективных планах развития лесобумажной, химической и стекольной промышленности не предусматриваются позиции по производству сырья и материалов для отрасли, производящей упаковку.
     Таможенная и налоговая политика зачастую ставит российских производителей упаковки в невыгодные условия по отношению к ее импортерам: готовые упаковочные материалы и изделия (зачастую изготовленные из российского сырья) выгоднее приобретать за рубежом, хотя в России имеются конкурентоспособные аналоги.
     Нормативное обеспечение управления упаковочной индустрией представлено прежде всего государственными и отраслевыми стандартами, техническими условиями на материалы и упаковочную продукцию, а также разделами "Упаковка" в нормативно-технической документации на товарную продукцию. Общее количество государственных стандартов на тару и упаковочные средства превышает 100 наименований, а общее количество нормативных документов, регламентирующих упаковку продукции, составляет около 1000 наименований. Большинство этих нормативных документов устарело, требует переработки и гармонизации с международными стандартами.
     Несовершенство нормативного обеспечения стандартизации упаковочных материалов, изделий и технологий сдерживает развитие сертификации в этой области, необходимость проведения которой регламентируется законами РФ "О сертификации продукции и услуг" и "О защите прав потребителей". В особой мере это относится к упаковке пищевой продукции, включенной в Номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации.
     Упаковочные отходы вносят значительный вклад в загрязнение окружающей среды: ежегодно на территории Российской Федерации образуется 160 млн м3 твердых бытовых отходов (ТБО), из которых более 50 % составляет использованная упаковка (бумага, пластмассы, в меньшей степени металлы и древесина), в настоящее время преимущественно импортная; наблюдается тенденция к дальнейшему увеличению роста этих отходов. Только 3 % ТБО перерабатывается промышленными методами, остальные вывозятся на полигоны или сжигаются, что приводит к нарушению экологического баланса в стране. В то же время до 40-50 %, а в отдельных случаях и до 100 % упаковочных отходов представляют собой ценное вторичное сырье (бумагу, картон, металлы, пластмассы, древесину и др.), которое после сортировки и последующей глубокой переработки может быть снова вовлечено в хозяйственный оборот в виде товаров народного потребления (строительных материалов, малых архитектурных форм, тароупаковочных материалов и пр.). Не используется положительная зарубежная практика, в частности экономические механизмы международной системы экологической ответственности производителей применительно к упаковке и упаковочным отходам.
     Отсутствует подкрепленный соответствующей законодательной базой эффективный экономический механизм управления упаковкой и упаковочными отходами. Не проводятся работы по гармонизации законодательной основы развития упаковочного хозяйства и достижения единства взглядов общества на ключевые элементы проблемы, суть которой заключается во взаимозависимости развития упаковочного хозяйства и роста мусорных свалок.
     Отсутствуют правила по централизованному регулированию в области маркировки упаковки, в том числе импортируемой, что препятствует эффективному разделению и переработке использованной упаковки (это особенно актуально для смешанных полимерных отходов и визуально похожих упаковок из алюминия и белой жести), являющейся ценным вторичным сырьем. Не учитывается тот факт, что в настоящее время уже получают практическую реализацию стандартные международные требования к маркировке товаров и знакам (их системам), которые были бы способны в сжатой форме, но в то же время достаточно полно передавать потребителю важную информацию о продукте, включая упаковку.
     Принимая во внимание, что емкость российского рынка упаковочной продукции заполнена только на 30 %, а также тот факт, что Россия располагает значительными ресурсами (как первичными, так и вторичными) для изготовления высококачественных упаковочных материалов и изделий, следует отметить, что вкладывать финансовые средства в развитие упаковочной отрасли, включая переработку упаковочных отходов, в России становится выгодным и для предпринимателей, в частности, и для государства в целом.
     Таким образом, в настоящее время в условиях стихийного развития упаковочной отрасли в России законодательная и нормативная база неэффективна, отсутствует государственная поддержка, не проводятся мероприятия по повышению конкурентоспособности российских производителей.
     В целях совершенствования законодательной и нормативной базы упаковочной отрасли и совершенствования управления в области упаковки и упаковочных отходов, а также принимая во внимание, что развитие упаковочной отрасли - сложный и многосторонний процесс, который должен осуществляться в основном экономическими методами, реализуемыми прежде всего через определенную систему взаимосвязанных мер по проведению бюджетной, налоговой, антимонопольной, социальной, ценовой, инвестиционно-структурной, таможенной, внешнеэкономической, финансово-кредитной и другой политики, участники "круглого стола" рекомендовали:
     1. Правительству Российской Федерации:
принять Федеральную целевую программу "Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на 2002-2006 годы" с учетом включения разделов по упаковке продукции агропромышленного комплекса и сырьевому обеспечению тароупаковочной отрасли;
предусмотреть в планах развития лесобумажной, химической и стекольной отраслей промышленности производство сырья и материалов для тароупаковочной отрасли.
     2. Комитету Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Федерального Собрания Российской Федерации:
создать при комитете рабочую группу с привлечением заинтересованных представителей Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других заинтересованных организаций по разработке нормативных документов (законодательных актов, постановлений, ГОСТ Р) в области упаковки и упаковочных отходов.
     3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Госстандартом России и заинтересованными организациями:
рассмотреть вопрос о координации их деятельности для подготовки нормативных документов на основе положений Европейской директивы < 94/62/ЕС и присоединения Российской Федерации к международной системе экологической ответственности производителей (товарный знак "GrЯne Punkt").
     4. Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации:
при доработке проекта подпрограммы "Отходы" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России" предусмотреть отдельный раздел по упаковке и управлению упаковочными отходами, предусматривающий стимулирование предупреждения образования этих отходов и использование многооборотной тары и упаковки.
     5. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации:
при доработке проекта Федеральной целевой программы "Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на 2002-2006 годы" предусмотреть отдельный раздел по упаковке продукции агропромышленного комплекса и сырьевому обеспечению тароупаковочной отрасли.
     6. Министерству образования Российской Федерации:
ввести специализацию "Экология в производстве упаковки" в специальности 072.500 "Технология и дизайн упаковочного производства".
     7. Госстандарту России:
разработать систему стандартов в области упаковки и упаковочных отходов, регулирующих состав упаковки и возможности ее вторичного использования и переработки в целях минимизации воздействия упаковки и упаковочных отходов на окружающую среду, и осуществить гармонизацию этих стандартов с международными;
в кратчайшие сроки осуществить гармонизацию российских экологических стандартов с международными.
     8. Торгово-промышленной палате Российской Федерации:
совместно с заинтересованными организациями создать рабочую группу по подготовке предложений, касающихся таможенного регулирования в области импорта упаковочных изделий и сырья для производства упаковки, а также оборудования для их производства и утилизации для Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней политике и таможенно-тарифной политике;
обеспечить координацию деятельности региональных отделений и зарубежных представительств Торгово-промышленной палаты Российской Федерации для подготовки нормативных документов на основе Европейской директивы < 94/62/ЕС и присоединения Российской Федерации к международной системе экологической ответственности производителей (товарный знак "GrЯne Punkt").
     9. Комитету ТПП РФ по предпринимательству в сфере упаковки, Центру управления утилизацией упаковки:
проанализировать действующую отечественную и зарубежную нормативно-законодательную базу в области упаковки и упаковочных отходов, принимая во внимание необходимость "адаптации" Европейской директивы < 94/62/ЕС к российскому законодательству, и представить предложения заинтересованным министерствам и ведомствам;
подготовить проекты нормативных документов (законодательных актов, постановлений, ГОСТ Р) на основе Европейской директивы < 94/62/ЕС и представить их заинтересованным министерствам и ведомствам;
подготовить предложения по формированию отдельного раздела по упаковке и управлению упаковочными отходами и представить их на рассмотрение в Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации для включения в подпрограмму "Отходы" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России";
подготовить предложения по формированию разделов, касающихся тароупаковочной отрасли, и представить их на рассмотрение в Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации для включения в Федеральную целевую программу "Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на 2002 - 2006 годы";
принять участие в работе соответствующих комитетов Госстандарта России по разработке системы стандартов в области упаковки и упаковочных отходов, регулирующих состав упаковки и возможности ее вторичного использования и переработки в целях минимизации воздействия упаковки и упаковочных отходов на окружающую среду, а также экомаркировку, и осуществлению гармонизации этих стандартов с международными;
наладить конструктивный диалог с представителями организаций "Duales System Deutschland", "Packaging Recovery Organisation Europe s.p.r.l." (PRO EUROPE), представителями транснациональных корпораций ("Tetra Pac", "Procter&Gamble", "Coca-Cola" и др.), организацией EUROPEN и др. с целью создания условий по присоединению Российской Федерации к международной системе экологической ответственности производителей (товарный знак "GrЯne Punkt").
     10. Культурно-просветительскому центру дизайна упаковки:
постоянно вести пропаганду современных достижений в области утилизации отходов упаковки. В Музее упаковки организовать постоянно действующую экспозицию по проблемам упаковочных отходов.
     11. Редакциям журналов "Тара и упаковка" и "Логистика", газеты "Мир упаковки":
обеспечить информационную поддержку развития законодательной и нормативно-правовой базы упаковочной отрасли в области переработки и вторичного использования отходов тары и упаковки;
подготовить к изданию серию специальных и популярных брошюр (в том числе для студентов и школьников) по проблемам раздельного сбора, сортировки и утилизации упаковочных отходов;
обеспечить организацию и работу информационного раздела по проблемам сбора, сортировки и утилизации упаковочных отходов на специализированных и отраслевых выставках, конференциях и других мероприятиях, связанных с производством и потреблением тароупаковочной продукции.


назад


webm@ster
E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки