E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки
НА ГЛАВНУЮ    БУДУТ ЛИ "ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ" ОТЕЧЕСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ?
№3-2001
№3, 2001

вернуться к оглавлению
реклама
TopList


     В конце марта в Государственном Кремлевском дворце состоялось Всероссийская конференция "Пути преобразования отечественного машиностроения", инициаторами которой стали Международный союз машиностроителей, Лига содействия оборонным предприятиям, оргкомитет Международного форума "Мировой опыт и экономика России". Конференция прошла при поддержке ряда "заинтересованных" министерств, ведомств и общественных организаций

     Участники конференции отметили в принятой резолюции, что "наиболее тяжело и болезненно переход России к рыночной экономике сказался на научном, техническом и промышленном потенциале страны, и в первую очередь на машиностроительном комплексе - системообразующем элементе экономики России, оказывающем значительное влияние на уровень и качество жизни россиян...". В резолюции, в частности, было также отмечено: "объемы производства машиностроительной продукции за период 1992-2000 гг. сократились в 2,3 раза, в то время как по промышленности в целом - в 1,8 раза. При этом наибольший спад производства произошел в отраслях машиностроения, выпускающих наукоемкую, технологически сложную продукцию (авиастроение, приборостроение, электронная и электротехническая промышленность и др.)... ...в отраслях машиностроения с каждым годом нарастают процессы деградации производственного потенциала... Удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу (возникшему в развитых станах в 90-е годы), составляет лишь 8 %; недооцениваются роль и масштаб влияния машиностроительного комплекса, производящего почти 20 % ВВП, на уровень и качество жизни россиян; низкие темпы развития предпринимательства (прежде всего малого) в машиностроении, вызванные губительной налоговой и таможенной политикой, привели к тому, что капитал устремляется в другие сферы и отрасли экономики, обеспечивающие максимизацию прибыли; усиление фискального гнета на производителей интеллектуальной собственности, отсутствие механизмов ее вовлечения в хозяйственный оборот, игнорирование прав разработчиков на результаты своего труда; практически не работает механизм формирования инновационной научно-технической мотивации развития машиностроения...".
     При всех отмеченных негативных тенденциях и даже "процессах деградации" организаторы и участники семинара ни слова не сказали о том, что в последние годы в нашей стране получило интенсивное развитие упаковочное машиностроение. То есть фактически при резком сокращении объемов и даже "деградации" машиностроительного производства в стране в сфере машиностроения возникла новая самостоятельная отрасль! Трудно этого не заметить. Кстати, во многих развитых (а теперь и развивающихся) странах мира, таких, как Германия, Италия, Швеция, Франция, Великобритания, США, Япония, Китай, именно этот сектор машиностроения уже давно занимает приоритетное направление.
     Ситуация с упаковочным машиностроением сегодня в нашей стране очень похожа на ту, что сложилась в середине 90-х годов с упаковкой в целом, когда "заинтересованные" министерства и ведомства попросту проглядели рождение и быстрое развитие новой упаковочной отрасли, которая сегодня, пожалуй, сильнее всего "влияет на уровень и качество жизни россиян". В результате эта отрасль развивалась и продолжает интенсивно (в довольно сложных экономических условиях!) развиваться сама по себе, без всякой поддержки со стороны государства. Видимо, то же самое ждет у нас и уже интенсивно развивающееся упаковочное машиностроение, которое пока можно отнести лишь к малому предпринимательству, но за которым, по мнению аналитиков, большое будущее в нашей стране.
     А пока участники прошедшей конференции, как бы ничего не замечая, определили приоритетными те же отрасли машиностроения, которые были приоритетными еще в СССР, в условиях плановой социалистической экономики 10, 20 и даже 30 лет назад (!): создание машин и оборудования для топливно-энергетического комплекса и сельского хозяйства на базе российских высоких технологий; авиастроение; автомобилестроение; ракетно-космическую технику; энергетическое (в том числе ядерное) машиностроение; новые виды транспорта; сложную бытовую и медицинскую технику; электронику и электротехнику.
     Для поддержки перечисленных отраслей участники конференции рекомендуют разработать систему поддержки потребителей продукции отечественного машиностроения (кредитование покупателей, лизинг, налоговые льготы); внести изменения в действующий порядок реструктуризации задолженности предприятий и организаций перед бюджетом и Пенсионным фондом. Основным, по их мнению, должен стать принцип "замораживания" на срок не менее 5 лет долгов предыдущих лет с дальнейшим их дисконтированием или полным списанием для предприятий, осуществляющих текущие платежи в полном объеме.
     К сожалению, все это пока ни в коей мере не относится к упаковочному машиностроению - самой быстро окупаемой сегодня отрасли, которой как для государства, так и для так называемых "заинтересованных" министерств и ведомств фактически просто не существует!
     Таким образом, прошедшая конференция и принятая на ней резолюция показали, что реальных "путей преобразования и развития отечественного машиностроения" субъектам самой молодой и быстро развивающейся отрасли рыночной экономики - упаковочного машиностроения - ожидать не приходится.
Игорь СМИРЕННЫЙ,
президент ассоциации "СОЮЗУПАК"


назад


webm@ster
E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки