E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки
НА ГЛАВНУЮ    МАРКИРОВКА ТОВАРОВ в России и за рубежом.
№2-2001
№2, 2001

вернуться к оглавлению
реклама
TopList


     Этой статьей журнал "Тара и упаковка" начинает серию публикаций на тему "Маркировка товаров в России и за рубежом", подготовленных одним из ведущих экспертов в данной области Олегом ЛИТВИНОВЫМ по материалам своей книги, которая готовится к изданию в настоящее время и в которой можно будет найти более подробную информацию о маркировочных знаках.

     Неотъемлемой частью любого товара является его маркировка - носитель актуальной информации как о нем самом, так и о предметах, связанных с его обращением (например, его таре и упаковке).
      Это может быть как информация, требуемая в законодательном порядке, так и дополнительная информация, передаваемая добровольно, исходя из ее необходимости для производителей, потребителей и прочих сторон, вовлеченных в процесс обращения данного товара.
     В общем случае маркировка представляет собой комплекс сведений в виде текста, отдельных графических, цветовых знаков (условных обозначений) и их комбинаций, наносимый в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку) или этикетку.
     Следует подчеркнуть, что, принимая во внимание всевозрастающие объемы международной торговли, особое значение приобретают знаки как особые средства передачи информации, как правило, не базирующиеся на текстовой основе или все же использующие его некоторые элементы для обеспечения их понятности для пользователей. Это обусловлено способностью знаков в сжатой образной форме предоставлять определенную информацию об объекте, выделяясь среди монотонной массы текстовой информации.
      Все вышесказанное приобретает особое значение в условиях, когда все больше производителей используют так называемую многоязыковую маркировку, направленную среди прочего на снижение стоимости товаров, сбережение ресурсов и ориентированную не на рынок одной страны, а на все мировое или региональное рыночное пространство в зависимости от типа товара.
      При этом существует необходимость разработки и применения стандартных международных требований к маркировке товаров и знакам (их системам), которые были бы способны в сжатой форме, но в то же время достаточно полно передавать потребителю важную информацию о продукте. Эта необходимость подчеркивается постоянно возрастающей сложностью потребительских товаров и услуг на их основе, особенно в случаях, когда функциональные аспекты могут быть непонятны для потребителей с первого взгляда. Кроме того, в особых случаях информация о продукте и необходимые для потребителя предупреждения могут быть эффективно переданы в форме специальных знаков, учитывающих так называемые особые группы потребителей: детей, инвалидов и даже неграмотных пользователей.
      Это становится особенно актуальным в настоящее время, когда наша страна испытывает необходимость ускоренной интеграции в мировое торговое сообщество на правах равноправного партнера. Пока это затруднено или даже порой невозможно без гармонизации требований к товарам и их обороту, частью которых являются требования к их маркировке.
      Настоящая серия статей содержит краткий обзор ситуации с маркировкой товаров в Российской Федерации и за рубежом по следующим основным направлениям: общая потребительская информация о товаре; предупредительная маркировка; сертификационные знаки (знаки соответствия); экологическая маркировка; маркировка грузов (транспортная маркировка); товарные знаки; штрихкоды; специальная маркировка и пр.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ ТОВАРОВ

     Маркировку должен обеспечивать поставщик товара, будь то изготовитель, импортер или иная организация, которая несет ответственность за качество маркировки и достоверность приводимой в ней информации в соответствии с действующим законодательством.
      Состав и содержание маркировки товаров должны быть достаточными для обеспечения безопасного обращения с ними. Информацию, требуемую для выполнения маркировки, получают из источников, компетентных в вопросах, касающихся маркировочной информации, и (или) в результате необходимых самостоятельных исследований (испытаний), проводимых в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
      Маркировка должна быть четкой и разборчивой, а также выделяться или размещаться на фоне, контрастном по отношению к цвету упаковки (изделия).
      Маркировка должна быть устойчивой к воздействию климатических факторов.
      Маркировка должна сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара, для чего способы нанесения и изготовления этикеток (ярлыков, табличек) должны учитывать особенности характеризуемого товара и обеспечивать необходимое качество изображения.
      При практической невозможности обеспечения маркировки товаров с помощью одного из приемлемых для маркировки способов из-за размеров или характера изделия (упаковки) соответствующая информация должна быть изложена в сопроводительной документации к каждой единице продукции.
      Конкретные требования к маркировочной информации, месту маркировки, способам ее нанесения, качеству выполнения маркировки и его контролю устанавливаются в нормативно-технической документации или договорах на поставку продукции.
     При этом следует избегать излишней или не являющейся необходимой маркировки, поскольку она может способствовать уменьшению значения той информации, которая жизненно необходима.

ЗНАКИ В СОСТАВЕ МАРКИРОВКИ

     Можно выделить следующие основные принципы создания и оценки знаков с точки зрения потребителей: они должны быть как можно проще графически, понятны пользователю и следовать определенной логике для обеспечения их идентификации и размещения на объекте маркирования. При этом целесообразно стремиться к соблюдению следующих требований: знаки должны быть легко распознаваемы и понимаемы, отличны от других знаков, а в особых случаях и осязаемы; одни и те же знаки должны иметь одинаковое значение независимо от вида маркированного предмета и его функций.
      В то же время на начальных этапах внедрения знаков в обращение, учитывая необходимость определенного периода для запоминания и усвоения графического образа знака и его значения, может быть признано целесообразным сопровождать знаки вспомогательным текстом. Особенно в случаях, затрагивающих безопасность людей, окружающей среды и материальных ценностей.
      Использование знаков достаточно эффективно только в случае, когда они адекватно понимаются потребителями и удобны для них. В этом направлении должны работать все стороны, вовлеченные в процессы создания продукции, упаковки, маркировки, а также сами потребители.

ОБЩАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРЕ

      В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации продавец обязан предоставить покупателю достоверную информацию о товаре, необходимую для его эффективного использования по назначению. При этом, если для безопасного использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан довести эти правила до потребителей. Требования к содержанию и способам предоставления такой информации в зависимости от вида товара установлены соответствующими законами, иными правовыми актами и нормативно-техническими документами на конкретные виды или на группы продукции. Информация рекламного характера в составе маркировки должна соответствовать законодательству Российской Федерации о рекламе.

МАРКИРОВКА ПИЩЕВЫХ ПОДУКТОВ

      Продукты питания, продаваемые на территории России, должны сопровождаться следующими основными сведениями, размещаемыми на упаковке, этикетке, листе-вкладыше к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров: наименование продукта и его вид; страна, фирма-производитель (наименование фирмы может быть обозначено и буквами латинского алфавита); масса или объем продукта; наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки; пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов - для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания); условия хранения ( для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности или требующих специального хранения); срок годности (конечная дата использования или дата изготовления и срок хранения); способ приготовления (для полуфабрикатов и предназначенных для детского питания продуктов); рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок); условия применения, включая противопоказания при отдельных видах заболеваний; иные сведения в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов, санитарных правил и правил продажи продовольственных товаров.
     Эти общие требования детализированы в ГОСТ Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" в зависимости от вида и особенностей пищевых продуктов.
      Правительством РФ был утвержден следующий перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний (доводится до сведения потребителей с помощью маркировки или листка-вкладыша): биологически активные добавки к пище; пищевые добавки и пищевые продукты, содержащие эти добавки; пищевые продукты нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы.
      Перечень медицинских противопоказаний для применения товаров при отдельных видах заболеваний определен одним из постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Другим решением была введена маркировка пищевой продукции и медицинских препаратов, полученных из генетически модифицированных источников (ГМИ), посредством нанесения на потребительскую упаковку товара (этикетку, лист-вкладыш, ярлык) соответствующей информации.
      Потребительскую информацию о табачных изделиях регламентирует другой государственный стандарт (ГОСТ Р 51087-97), разработанный в целях упорядочения требований к информации о них.

МАРКИРОВКА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

      Информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особеностей должна содержать следующие сведения на русском языке: наименование товара; наименование страны, фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита); назначение (область использования), основные свойства и характеристики; правила и условия эффективного и безопасного использования; иные сведения в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.
      Указанная информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, в соответствии с ГОСТ Р 51121-97 (непродовольственные товары в целом), ГОСТ Р 51391-99 (в части парфюмерно-косметических товаров) и соответствующими нормативно-техническими документами на конкретные виды продукции.
      Введение дополнительных требований к информации об отдельных видах товаров (как правило, передаваемой маркировкой) в торговой сети возможно на основе правил продажи отдельных видов товаров, например в части парфюмерно-косметических товаров, товаров бытовой химии.


назад


webm@ster
E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки