E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки
НА ГЛАВНУЮ    Владимир Маклаков - Новая технология идентификация и маркировки товаров.
№2-2001
№2, 2001

вернуться к оглавлению
реклама
TopList


ОТ ПОДДЕЛОК СТРАДАЮТ ВСЕ

     Союз фабрикантов Франции в 1951 г. создал музей, в котором хранятся более 300 предметов, представляющих собой продукцию различных отраслей промышленности. Однако музей больше интересен тем, что в нем представлены подделки данных предметов. От подделок страдают все - и производители, и потребители. По данным журнала "Пари мачт", это многомиллиардный бизнес во многих странах мира, в котором заняты предприниматели, рабочие, инженеры, ученые. Подделывают не только ширпотреб, но и предметы роскоши. Например, в Австралии нашлись специалисты по подделке самого дорогого в мире автомобиля марки "Ролс-Роис". Статистика Комитета защиты прав потребителей подтверждает наличие в розничной торговле 70 % поддельных импортных и отечественных сигарет, спиртного, пива, программных продуктов, микросхем, лекарства, кредитных карт, автомобильных запасных частей, парфюмерии, суперклеев, агрохимии, минеральной воды и многого другого. Этот перечень постоянно растет. Появились такие уникальные прецеденты, как подделка систем спутникового телевидения, что говорит о растущих возможностях криминального бизнеса. В мировом масштабе удельный вес поддельной продукции превышает 10 % общего товарооборота.
     Идентификация товаров и защита их - это прежде всего защита прав потребителей, а во многих случаях и права на жизнь. Это защита доходов и престижа производителей качественной легальной продукции, защита экономики страны.
     Например, после введения акцизных марок на алкоголь и табак в 1996 г. импорт низкокачественной и поддельной продукции снизился в три раза. Но при современных технических возможностях и в реальной российской ситуации это была лишь отсрочка. Пережив первый шок, "пираты" начали восстанавливать свои позиции. Полиграфическую идентификационную марку стало легко подделывать. Типографии в погоне за рублем готовы принять и выполнить заказ на тираж поддельных марок, не говоря уже о том, что заурядную офсетную акцизную марку можно изготовить на цветном ксероксе.
     Защитная маркировка выполняет как минимум четыре функции: защита подлинности товара; защита легальности товарооборота; защита качества (марка указывает, что данный товар данного производителя имеет именно это качество); защита от несанкционированного доступа к товару.
     Проблема противодействия подделке товаров, продукции и в особенности финансовых документов и пластиковых карточек в настоящее время находится в ряду наиболее важных и трудно разрешаемых как в России, так в мире. По оценкам специалистов, общий объем поддельных товаров в середине 90-х годов составил 5-7 % мирового товарооборота и, например, в 1996 г. составил около 250 млрд долл. США. Для сравнения: валовой национальный продукт Швейцарии составляет 231 млрд долл. США. Таким образом, ущерб, который злоумышленники наносят государственным и частным организациям, огромен как в материальном, так и в моральном выражении.
     Это особенно актуально для финансовых учреждений, таможенной и налоговой служб, а также сферы производства отечественной продукции и услуг, реализации импортных товаров.

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ

     Подделка продукции на этапах производства и сбыта приобрела характер межгосударственной проблемы, нанося непоправимый вред государствам и их гражданам. Уровень подделок настолько высок, что требуются специальные меры и средства, чтобы их обнаружить. И это происходит, как правило, уже после реализации фальшивой продукции. Подрывается не только престиж производителя подлинного товара, но и государства, не обеспечивающего его защиты. Неэффективность принимаемых государством мер в области маркирования специальными защитными знаками в целях борьбы с подделками на настоящий момент очевидна. Только неправильный подход к маркированию алкогольной продукции за счет фальшивых марок приводит к потерям до трети легальных доходов от этой продукции. В то же время в России все больше расширяется производство различных видов марок в различном технологическом исполнении. При этом как на общегосударственном, так и на других уровнях система маркирования и особенно производство различных марок носят неорганизованный, неконтролируемый характер.
     Решить эти задачи может только надежная система идентификации и маркировки товаров. В основе такой системы должны быть новые технологии идентификации и маркировки.

ГОЛОГРАФИЯ - ИЛЛЮЗИЯ ОТ ЗАЩИТЫ

     Большие надежды возлагались на голографические технологии. Разрешающая способность голограммы недостижима для любого современного копировального и полиграфического оборудования, голограмма дает возможность записи динамических изображений, когда при плавном изменении угла зрения меняется "картинка". Такой эффект нельзя получить обычным полиграфическим способом.
     В мировой практике использование голографии нигде не решило вопроса защиты товарных знаков от подделки, создавало опасную иллюзию подобной защиты. Для покупателя что пять степеней защиты, что двадцать пять - все одно, так как без специальных приборов этого не определишь. Так, голограмма представляет собой агрессивное визуальное поле с большим числом одинаковых элементов, и глазу трудно определить, на какой из них смотреть, что вызывает агрессию у наблюдателя.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД

Товар как объект идентификации и маркирования - это продукция, документы, интеллектуальная собственность, носители информации и другие объекты, имеющие ценность и потребительские свойства. Маркировка (информационный носитель) - это распознаваемый визуально или инструментально физически наносимый или внедряемый в товар признак для выполнения им функций информирования потребителя о товаре, подтверждения подлинности, легализации товаропроизводителя и товаропотоков, идентификации несанкционированного доступа к товару, подтверждения качества. Потребительская стоимость информационного признака, включающая разработку, производство и маркирование, должна соответствовать ценности товара.
Идентификация возможна на двух уровнях: естественном, который определяется множеством природных факторов, и индуцированном - искусственно созданном. Идентифицируемые объекты характеризуются совокупностью естественных признаков. Это отдельные элементы структуры, связанные с физическими характеристиками в зависимости от уровня детализации и контролируемых физических параметров.
Новый подход к защите материальных объектов от подделки предполагает использовать в качестве контролируемых признаков множество индивидуальных или групповых признаков. Контролирующий прибор позволяет однозначно определить подлинность предъявленного на экспертизу объекта по значению между множеством индивидуальных групповых параметров проверяемого объекта и эталоном. Эталонные значения могут храниться как в отдельной базе данных, так и в виде внешней детерминированной информации: на самом защищаемом объекте или на сопровождающем его сертификате. Естественно, эталонные данные должны быть также защищены от подделки и подмены.

КОГЕРЕНТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ - ПАНАЦЕЯ ОТ ПОДДЕЛОК?

     Открытие российских ученых (постановление Российской академии наук < 10, 1992 г.) выявило ранее неизвестную зависимость между параметрами когерентного излучения и параметрами структур контролируемых объектов.
     Формула открытия описана так: установлена неизвестная ранее закономерность, заключающаяся в том, что переменный во времени сигнал подвижного объекта проявляется при взаимодействии подвижного объекта с постоянным во времени когерентным излучением других неподвижных объектов и усиливается пропорционально корню интенсивности этого излучения.
     В 1987 г. был разработан и запатентован "Способ контроля изменения структуры фарового объекта", который открыл новые возможности контроля структуры прозрачных объектов.
     Этот способ открывает принципиально новые возможности контроля естественной структуры материалов - первого уровня идентификации. Технически это реализуется путем синтеза программируемых когерентных корреляторов с элементами искусственного интеллекта, т.е. устройств, способных выделять признаки (осуществлять селекцию) структур с заданными параметрами.
     Таким образом возможно прогнозировать состояние материалов в заданные периоды времени и соответственно разрабатывать алгоритмы управления свойствами материалов.
     Преимущества способа идентификации естественных признаков (первый уровень): преобразование информации без потерь признаков; закономерности позволяют качественные признаки материалов (изделий) сделать также количественными; программируемый селективный контроль структур с заданными параметрами: поверхностей и объема; контроль динамики деструкции материалов; получение количественных характеристик - прямое вычисление многокомпонентных материалов.
     Второй уровень идентификации может быть реализован разными способами. Известен способ маркировки объектов, в котором для воспроизведения трехмерного изображения на светочувствительной подложке формируют область с измененными энергетическими свойствами и регистрируют лучи источника когерентного изменения. Недостатком данного способа является деформация структуры подвергаемого маркировке материала из-за введения специального вещества, что недопустимо для идентификации произведений искусства и других ценных предметов.
     Известны способы маркировки объектов, заключающиеся в локальном облучении поверхности объектов источником когерентного излучения, кодировании наносимых знаков маркировки и регистрации закодированных знаков на поверхности объектов когерентным излучением. Недостатком указанного способа является ограниченная сфера кодирования, что обусловлено возможностью кодирования лишь предметов твердой формы и поверхности.
     В 2000 г. получен патент РФ "Способ маркировки объектов". Данный способ основан на явлении локального изменения физико-химических свойств материалов под действием когерентного суперпозиционного электромагнитного излучения.
     В результате взаимодействия импульсов электромагнитного излучения большой пиковой мощности с материалом происходит изменение его состояния, что приводит к формированию областей с новыми физико-химическими свойствами. В случае, когда маркируемый объект имеет многослойную структуру, в каждом слое электромагнитное излучение будет формировать признаки, характерные только для него, без нарушения механических свойств материала. Сформированные данным способом признаки подлинности не нарушаются под действием внешних физико-химических факторов. Кодировка признаков подлинности осуществляется путем изменения параметров электромагнитного излучения. Достоинством данного способа является то, что признаки подлинности формируются непосредственно в объеме материала изделия. Основные преимущества способа: маркировку, выполненную по предлагаемой технологии, фальсифицировать практически невозможно; не требуется предварительной обработки материалов; не требуется применения красок и добавок; знаки маркировки практически вечны.
     Их невозможно уничтожить; маркировку возможно индуцировать в материалах различной природы: неорганических, органических, биоорганических; маркировка не портит внешний вид изделий; процесс маркировки измеряется миллисекундами. Устройства для маркировки могут быть использованы как в поточных производственных линиях, так и для маркировки отдельных ценных предметов.
     Знаки маркировки могут формироваться непосредственно в материале изделия, в материалах упаковки и в документах, которые сопровождают данную продукцию.
     Когерентное излучение и знаки маркировки не вредны для человека и окружающей среды.


назад


webm@ster
E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки