Главная страница    НОВОСТИ
Новости упаковки
TopList

"Упаковочная отрасль: интенсивное развитие или интенсивная стагнация?" - статья Игоря Смиренного, опубликованная в 1 номере журнала "Пищевая промышленность" за этот год



Сегодня уже многим известно, какую роль играет упаковка в экономике страны, во внешней, внутренней и всемирной торговле. С удивлением мы узнали в последние два десятилетия, что производство и потребление тароупаковочной продукции это – наукоемкая, высокотехнологичная и широко дифференцированная сфера деятельности человека. К сожалению, упаковочная отрасль в стране до настоящего времени в достаточной степени не консолидирована, не имеет законодательной и правовой базы, государственной поддержки, общегосударственной программы развития и, увы, наука в этом направлении в России никогда не развивалась.

Это, в первую очередь, объясняется тем, что еще в СССР, в условиях плановой экономики, ни индустрии упаковки, ни культуре ее потребления, никогда не уделялось должного внимания. Люди, которые сегодня работают в сфере упаковки и те, от кого зависит консолидация и развитие отрасли, возможность ее государственной поддержки – в большинстве своем не имеют специального образования и, соответственно, понимания роли и значения упаковочной отрасли в развитии экономики страны…


Интенсивное развитие ?

Конечно, в 90-е годы, как сама индустрия упаковки, так и инфраструктура отрасли интенсивно развивались. Появились первые в России специализированные выставки «РОСУПАК» и «Этикетка» в Москве, а также многие специализированные упаковочные выставки в регионах России. Одновременно с этим были и огромные зарубежные инвестиции в сферу производства упаковочной и этикеточной продукции.

Во второй половине 90-х гг. прошлого века в России впервые в истории страны была создана в системе высшего образования новая специальность «Технология и дизайн упаковки» (в итоге, сейчас профильные кафедры есть в целом ряде университетов и колледжей России). К сожалению, развитие этой новой специальности было сопряжено с тем, что в системе высшего образования полностью отсутствовала отечественная школа подготовки специалистов – дефицит опытных преподавателей, практически полное отсутствие учебников, справочников и учебных пособий, программ подготовки кадров, научный потенциал и т.д. В итоге, за последние 15 лет по данной специальности не было ни одной защиты докторской диссертации и защищены считанные единицы – кандидатских…

Появившиеся учебники и учебные пособия – чаще всего переводные (кстати, плохо адаптированные), по своему содержанию приспособлены для развитой рыночной экономики и упаковочного бизнеса, но не для развивающегося, как у нас, практически с нуля.

Уже 16 лет в России проводится международный студенческий конкурс на лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин». Ежегодно в нем участвуют 200 - 300 молодых дизайнеров из 30 - 40 высших и средних специальных заведений, причем не только из России, но и из Украины, Беларуси, Армении, Латвии, Болгарии. К сожалению, видимо из-за безграмотности в данной сфере, ни Комитетом по образованию, ни другими госструктурами этот весьма популярный у студентов и преподавателей конкурс никогда не поддерживался.

Более 15 лет в России стабильно проводятся профессиональные национальные конкурсы на лучшую упаковку и лучшую этикетку. За эти годы в них участвовали сотни российских предприятий. Эти конкурсы в значительной степени позволили сделать отечественную упаковку конкурентоспособной, как на внутреннем, так, в некоторых случаях, и на внешнем рынках. Отечественные компании – победители этих конкурсов теперь активно участвуют в международных конкурсах, проводимых, например Всемирной организацией упаковщиков (WPO).

Впервые в истории России в 1999 г. в Москве был создан Музей упаковки (до конца 2010 г. он располагался в Политехническом музее). В настоящее время принято решение о его размещении на территории Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова. Здесь не только представлена вся история предпринимательства в сфере упаковки, начиная с XIX века и до настоящего времени, но и самые современные технологии обращения упаковки и утилизации упаковочных отходов.

В последнее десятилетие в России стали появляться объединения предпринимателей, работающих в разных сегментах упаковочного производства. Это, конечно, прежде всего, Подкомитет ТПП РФ по развитию индустрии упаковки, Национальная конфедерация упаковщиков, Ассоциация производителей упаковочных и перерабатывающих машин и оборудования – «ПАКМАШ», Национальный Тарный Союз, Ассоциация брендинговых компаний России, «СтеклоСоюз» и др.

Перечень инноваций реализованных и эффективно работающих в сфере развития инфраструктуры новой (но не признанной государством) отрасли - можно продолжить. При этом, следует отметить, что большинство вышеупомянутых проектов было успешно реализовано практически без крупных финансовых вложений, и сегодня эффективно работают. А государство пока вообще не вложило ни копейки в развитие новой и самой перспективной отрасли нашей экономики! Просто за прошедшие годы наиболее дальновидные отечественные предприниматели правильно, по инновационному, использовали рыночную ситуацию и научились заглядывать в будущее…

К сожалению, из-за отсутствия государственной поддержки и отсутствия отраслевых ресурсов – развивать инфраструктуры отрасли, а значит и ее саму, становится все более затруднительно.


Интенсивная стагнация ?

Итак, как уже говорилось выше, производство и потребление упаковочной и этикеточной продукции сегодня – пожалуй, одна из самых наукоемких и высокотехнологичных сфер деятельности. Во многом она объединяет и производство упаковочных материалов, и дизайн (прикладной искусство, включая психологию восприятия покупателем того или иного товара), и высокие технологии, и эффективность торговли (в т.ч. экспорт и импорт), и экологию, и многое, многое другое. К сожалению, наука в данной области у нас не развивается. Единственный научно-исследовательский институт по таре и упаковке (НИЭКИТУ, г. Калуга) уже много лет, по сути дела, влачит жалкое существование – ни госструктурами, ни предпринимательством не поддерживается, увы из-за безграмотности в этом вопросе.

Вот пример. В Департаменте пищевой промышленности Министерства сельского хозяйства РФ уже много лет вообще отсутствуют специалисты по упаковке. Несмотря на неоднократные предложения редакции журнала «Тара и упаковка» организовать постоянно действующие семинары по упаковке (лучше бы их назвать курсами повышения квалификации чиновников Министерства и специалистов отраслей, - в области упаковки) для специалистов пищевых отраслей, они так и не нашли отклика ни у чиновников департамента (и Минсельхоза РФ), ни у специалистов научно-исследовательских отраслевых институтов (кстати, такой программы нет даже в Промышленной академии Минсельхоза. А ведь АПК, производители пищевой продукции и напитков – крупнейшие потребители тароупаковочной продукции. Это признано во всем мире. И именно они, в первую очередь, должны быть заинтересованы в развитии упаковочной индустрии… Повышение квалификации в сфере упаковки (в т.ч. дизайн, защита авторских прав, защита от подделок и фальсификаций, оборот упаковки в торговле, собственные торговые марки, психология воздействия на покупателя, инновации в сфере упаковки, технологии утилизации, RFID-технологии и т.д. и т.п.) должно стать для всех работников АПК и пищевых отраслей в первую очередь - обязательным!

Более 10 лет, по инициативе экологов (!?) в Совете Федерации, в Государственной Думе, в Торгово-промышленной палате РФ обсуждается проект закона об отходах упаковки (правда, пока производство и потребление упаковки не узаконено) . К сожалению, в обсуждении этого проекта не участвуют главные виновники образования отходов упаковки – те, кто ее заказывает и «выпускает» на рынок, то есть, те же производители пищевой продукции и напитков. Но, не владея знаниями об обращении упаковки, они не хотят нести ответственность за утилизацию ее отходов.

Кстати, если говорить об отходах упаковки (экологи считают, что они составляют 80% твердых бытовых отходов – ТБО), следует напомнить, что за упаковку импортной продукции, поступающей на наш рынок из многих стран Западной Европы, производителями уже внесена залоговая стоимость, то есть деньги, предназначенные на утилизацию. Но из-за отсутствия в России Закона об упаковочных отходах, скоординированного с общеевропейской Директивой по упаковке, мы не можем получить эти деньги. И пока нет даже понимания, как и на что их тратить.

К сожалению, Росстат (Комитет по статистике) даже не ведет учет ввозимой из-за рубежа упаковки, которая поступает в нашу страну вместе с продуктами питания и напитками. А ведь эта упаковка (объемы ее огромны), сразу после использования переходит в разряд ТБО, загрязняющих окружающую среду.

Еще несколько слов хотелось бы сказать о Таможенном союзе. Безграмотность в сфере упаковки привела к тому, что техническими регламентами «О безопасности упаковки» и «О безопасности алкогольной продукции» в законодательном порядке, но бездумно приняты запрет на использование ПЭТ-бутылок для разлива пива и алкогольных напитков и запрет на оборот (повторное использование) стеклянных бутылок. Появление этих запретов ярко показало полную безграмотность в сфере упаковки тех, кто готовил эти регламенты. А в результате только в 4 квартале 2011 г. «обсуждения» этих вопросов прошли, кажется, на всех возможных общественных уровнях: и в ТПП РФ, и в Общественной палате РФ, и в РИА «Новости»… Но изменить уже принятые регламенты теперь оказалось не так-то просто…

К тому же, если в России, как уже говорилось выше, инфраструктура упаковочной индустрии, хоть и медленно, но, тем не менее, все эти годы развивалась (созданы объединения предпринимателей, работающих в сфере упаковки, более 20 лет издается отраслевой журнал «Тара и упаковка» и т.д. и т.п.), то в Республике Беларусь, например, такого развития вообще не наблюдается. Кто там готовит и обсуждает эти регламенты, обязательные для России – не понятно. А в Казахстане хотя в этом году хотя и создана Ассоциация упаковщиков республики, она пока еще не способна принимать грамотные решения, поскольку инфраструктура упаковочной отрасли – не развита. Таким образом, на данном уровне (то есть на уровне конкретных специалистов по упаковке) обсуждений технических регламентов пока не было.

Кстати, на наш взгляд говорить о вступлении в ВТО без признания государством упаковочной отрасли, как равноправной части экономики, без принятия государственной программы по развитию упаковочной индустрии и вложения средств в ее развитие - не своевременно.

Судя по всему, в ближайшие годы упаковочную отрасль российской экономики ждет «стабильность», которая вполне может обернуться стагнацией…


Главный редактор журнала «Тара и упаковка»,
вице-президент Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак),
вице-президент Европейского Института Упаковки
Игорь Смиренный
тел. +7 (495) 644-04-02 / 03,
e-mail:ismiren@mail.ru,
www.magpack.ru, www.museumpack.ru.


закрыть



webm@ster