|
Interpack 2014: взгляд президента Национальной конфедерации упаковщиков
В мае с.г. сотрудники редакции журнала «Тара и упаковка» и дирекции Национальной конфедерации упаковщиков принимала участие в работе выставки Interpack 2014 в г. Дюссельдорфе (Германия). После окончания выставки главный редактор журнала Игорь Смиренный попросил президента Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак) Владимира Чуйкова ответить на несколько вопросов, касающихся работы этой выставки.
- Владимир Александрович, Вы уже не первый раз на этой выставке. Ваше общее впечатление о ней? Что нового, по сравнению с предыдущей? Что Вас больше всего удивило?
- В первую очередь, хотелось бы отметить, что каждый раз удивляешься самому факту развития подходов к понятию «упаковка» в прикладном смысле. Если раньше, в первые годы посещения выставки Interpack, мы получали массу содержательной информации о машинах для изготовления упаковки и о конкретных образцах упаковочных решений, то сейчас фокус все больше смещается в сторону процессов упаковки готовых изделий. И все четче приходит осознание - чтобы быть успешным в упаковочном бизнесе, необходимо глубже понимать эти процессы в целом, охватывать большую часть жизненного цикла упаковываемого товара от идеи его производства - до утилизации.
Для этого необходимо быть полезным и конкурентоспособным участником в решении проблем всей тесно взаимосвязанной цепочки: разработчик и производитель упаковки – ее заказчик (потребитель, которому необходимо упаковывать изделие) – организация, занимающаяся хранением, распределением и доставкой этих изделий – торговая организация – конечный потребитель (покупатель) – утилизатор использованной упаковки и т.д.
Во-вторых, интересным был девиз нынешней выставки - «Инновации в упаковке сохраняют продукты питания». Он задает требования к упаковочным материалам, которые не просто должны быть безопасными, но с еще большей степенью сохранять продукты.
Например, в последнее время появились исследования, указывающие на то, что примитивное решение о максимальной защите от поступающего в упаковку воздуха и, соответственно, торможение последующих окислительных процессов в продукте не всегда обеспечивает сохранность продукта, а иногда даже и опасно, так как провоцирует иные вредные для здоровья человека процессы.
В-третьих, сами образцы упаковки, представленной на выставке Interpack, а особенно получившие награды выставки, обладали новыми, лучшими потребительскими свойствами. Так, обычные дойпаки - гибкие пакеты из полиэтилентерефталата (ПЭТ) с устойчивым донышком, которые используются для стиральных порошков теперь имеют встроенные «горлышки», позволяющие много раз открывать и закрывать упаковку, а также удобные ручки для многократного использования.
То есть четко прослеживался совершенно очевидный тренд – «упаковка умнеет». Так, Золотой награды конкурса WorldStar Awards, проводимого Всемирной организацией упаковки – WPO (во время работы выставки состоялась официальная церемония награждения победителей этого конкурса, ред.), была удостоена упаковка из США под названием «умный размер упаковки». На первый взгляд, кажется, что она представляет собой обыкновенный набор ящиков из гофрокартона. Но эти ящики имеют такие оптимально выверенные размеры, что при упаковке аналогичного количества товара позволяют использовать на 15% меньше гофрокартона, на 60% сократить использование стрейч-пленки на упаковку паллет и на 20% - расходы на последующую утилизацию!
- Что, на Ваш взгляд, из того, что мы увидели в Дюссельдорфе, можно было бы использовать на выставке Росупак, в организационном плане?
- Несомненно, для меня был интересен опыт работы таких же отраслевых союзов, как и наш, из других стран мира. И здесь, честно говоря, удивил и вызвал добрую зависть тот факт, что профессиональные некоммерческие объединения таких крупных промышленных стран, как Франция, США, Китай организовали коллективные зоны стендов. Раньше мне редко приходилось видеть, чтобы компании одного профиля, из той же, например, Франции, - в Европе выставлялись совместно. Здесь нам есть о чем поразмышлять. Почему у нас наблюдается такая пассивность участников отечественного упаковочного рынка? Что первично - появление сильной организации или проявление активности самих игроков рынка и, как следствие, создание сильных отраслевых союзов, способных отстаивать общие интересы отрасли?
- Как президент НКПак, Вы принимали участие в некоторых международных мероприятиях деловой программы. Что интересного было для наших специалистов, для российского бизнеса упаковки? Сказывались ли введенные США и ЕС санкции, связанные с событиями на Украине?
Как президент НКПак, я принял участие в заседании Совета директоров WPO. В состав этого международного некоммерческого объединения упаковщиков входят ассоциации и союзы упаковщиков из 45 стран мира, в том числе Национальная конфедерация упаковщиков из России. Также я был участником церемонии награждения победителей престижного Всемирного конкурса на лучшую упаковку WorldStar Award 2014. К счастью ни на бытовом уровне ни в деловых отношениях лично я не почувствовал какого-то негатива, более того у большинства людей скорее недоумение и непонимание истинных целей таких санкций.
- Эта выставка для многих участников, и вообще для мира упаковки, задает вектор на 3 последующих года. Что может быть таким вектором для России?
- Как российская так и западная экономики столкнулись приблизительно с одним и тем же вызовом – привычные драйверы роста как рост потребления практически перестали существовать. И поэтому расти бизнесу можно только за счёт новаций, которые, в конечном счёте, должны обеспечить повышение внутренней эффективности для всех участников этой цепочки: от создателей упаковочных решений - до конечного потребителя. Ведь именно для него в конечном счёте должны появиться и опции в потребительских свойствах используемой упаковки…
Скорее всего, будут происходить инвестиции в некоторые операции самого процесса финишной упаковки товара, с целью повышения производительности, сокращения труда и используемых материалов. Например, мы сейчас наблюдаем достаточно стремительный рост нового способа формирования транспортных паллет с использованием плёнок с эффектом «стрейч – худ». А это потребует инвестиций в упаковочное оборудование, формирующее паллету, а так же в производство этого нового продукта. Этот тренд явно был обозначен на выставке.
- Наверное, такая выставка – явление не только экономическое и технологическое, но и социальное. Интерпак – это настоящий праздник упаковщиков. На эти дни упаковщики всего мира приезжают общаться, завязывать новые знакомства, новые контакты, подводить итоги соревнований (конкурсов), участвовать в культурных программах.
- Атмосфера «всемирности упаковки» чувствовалась везде не только на выставке, но и в отелях, на транспорте и конечно в замечательном старом городе, куда участники устремлялись после рабочего дня попробовать знаменитый «Альт» - темное пиво Дюссельдорфа не смотря на холодную и дождливую погоду.
Здесь у меня было несколько случайных знакомств с участниками из Японии, Испании, Германии и я для себя отметил, что характер проблем нашей упаковочной отрасли и других стран схож. Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что наш упаковочный рынок становится зрелым.
- Еще о санкциях. Как известно, президент ВПО – американец. Президентом международного союза журналистов – упаковщиков (IPPO) в этом году также избран американец. Как по Вашему это отражалось на отношении к нашей, российской делегации? Кстати, как в выставке, так и в конкурсе участвовали и российские и украинские предприниматели. Заметных противостояний не было?
- Не скрою, что меня несколько тревожила проблема, думаю, беспокоящая многих из нас, обусловленная охлаждением отношений между Россией, Евросоюзом и США на геополитическом уровне. Я был убежден, что существующий негатив уже перешел на более низкий уровень взаимоотношений, и ожидал, что к нам будут относиться так же, как мы читаем в прессе, относятся к нашим политическим лидерам.
Более того, я опасался, что это негативно отразится на отношениях со Всемирной организацией упаковщиков, которые мы только начали налаживать. Например, в прошлом году в Москве на выставке RosUpack 2013 мы принимали ее Президента Томаса Ли Шнайдера, который, кстати, является гражданином США.
Затем в ноябре 2013 г. мы участвовали в заседании Совета директоров WPO в Барселоне. И все это свидетельствовало о том, что Национальная Конфедерация упаковщиков начала заметно укреплять свои позиции в WPO. Поэтому было бы жалко утратить эти, пока еще пусть даже не очень большие завоевания. Но в процессе общения с другими членами WPO из Голландии, Германии, Индонезии, Австралии и даже из Прибалтики (Литва и Эстония) мы почувствовали иное. Россию все также понимают на деловом уровне, и по-прежнему уважают и стремятся развивать с ней отношения. Поэтому после Дюссельдорфа мы расставались с Томасом Шнайдером, как добрые друзья, с искренними намерениями и далее развивать отношения НКПак и WPO.
- В этом году на конкурс ВПО заявки подали 3 российских фирмы. Но приз получила только одна. Хотя в прошлые годы получали больше. Чем Вы это объясняете? Кстати, по сообщению многих членов жюри, во время голосования все были буквально шокированы тем, что известный Вам российский участник жюри голосовал против всех российских упаковок (?!). Это, на Ваш взгляд, повлияло на окончательное решение?
- Думаю, повлияло, следует раскрыть парадоксальность ситуации, в которой мы оказались. Российским участником жюри был представитель существовавшей несколько лет назад ассоциации «Союзупак». В конце 90-х гг. прошлого века эта организация действительно объединяла большое количество участников упаковочного рынка. Однако, в настоящее время она практически утратила отношения с упаковочным рынком, но формально пока остаётся представителем упаковочной отрасли в WPO (и даже с правом голоса…).
Процедура перехода права представлять интересы отрасли страны в WPO точно не определена и поэтому на урегулирование этого вопроса нужно много времени. Мы начали этот процесс еще несколько лет назад и пока ищем пути его решения. Понять же мотивы, почему представитель «Союзупака» голосовал против российских номинантов не представляется возможным, так как он практически не контактирует ни с дирекцией, ни с членами с НКПак (ни с редакцией профессионального журнала российских упаковщиков, ред.).
Но проблема не только в этом, главная проблема скорее в нашей культуре общения между собой, в пассивности топ менеджеров, да и акционеров компаний упаковочной отрасли. Из последнего опыта общения с членами Совета директоров WPO, принимающими решения в конкурсе, для того что быть признанными и получать награды нужно как минимум выполнять два условия:
- культура общения со всеми участниками WPO с нашей стороны должна быть адекватной сложившимся правилам, открытой, доброжелательной и с достаточным уровнем информации об отрасли той страны, которую ты представляешь;
- отбор и представление образцов на конкурс должны соответствовать тем принципам и критериям, которые используют в WPO.
Здесь нам всем надо учиться, мы стремительно пытаемся догнать зрелые рынки в технологиях, но, слабее в организации и ещё хуже в культуре. На заключительной церемонии награждения победителей конкурса, которая предполагает по завершению неформальный обмен мнениями в составе национальных делегаций и победителей, нам было несколько стыдно, поскольку наш российский победитель посчитал не важным следовать международным правилам. Каково же было наше удивление, когда затем в наши СМИ было направлено «восхваление этого события» искажающее реальную ситуацию.
Вероятнее всего многие не знают, что по причине плохой уплаты членских взносов (не смотря на их низкую величину), делегацию (которая реально защищала интересы наших номинантов, в том числе и победителя) в Барселону для участия в работе жюри упомянутого международного конкурса и заседаниях WPO, пришлось отправлять на частные деньги.
Мне кажется в этом корневые причины наших скромных результатов. Мы недооцениваем составляющую культуры общественной жизни, примитизировали свою жизнь, сведя её к сиюминутной выгоде и бесконечной заботе о своём «Я».
|