
С 19 июня до 30 августа с.г. Музей «Садовое кольцо» (Москва, Проспект Мира 14) при участии журнала «Тара и упаковка» представляют уникальную выставку «Нерукотворные образы. История одного бизнес проекта». В рамках этой выставки Ростислав Новиков и Любовь Елизаветина представляют коллекцию (более 100 экз.) русских икон на металле, а журнал «Тара и упаковка» - небольшую коллекцию жестяных коробок для кондитерских изделий из архива Музея упаковки.
Казалось бы, что объединяет иконы и кондитерские коробки? Ответ прост: технология изготовления, высокое качество и российские предприятия, основанные на рубеже XIX – XX вв. западноевропейскими предпринимателями. О выставке и ее экспонатах рассказывает ее куратор, искусствовед Татьяна Кондрашова
Отмена крепостного права в России привела к росту кустарного и промышленного производства. И к 80 – 90 гг. XIX в. это производство переросло в капиталистический бум. В промышленности России, многоотраслевой и разнообразной, на рубеже XIX – ХХ вв.
функционировало множество различных предприятий с более громкими названиями или коммерческой отдачей и рекламной славой. Однако немногие из них имеют такую интересную и яркую бизнес-историю основного профиля своего производства. Речь идет о фабриках француза А. Жако и Ко и немца В. Бонакера в Москве.
Тогда, среди быстро развивающихся отраслей русской промышленности, стало наиболее передовым и перспективным фабричное производство продуктов питания. Это, естественно, как и во многих других европейских странах повлекло за собой рост изготовления тары и упаковки для них.
Когда был разработан способ нанесения изображения на жесть методом хромолитографии (металлохромии), появилась и быстро стала популярной жестяная упаковка. Уже к концу XIX в. производство жестяной кондитерской упаковки приобрело огромные промышленные масштабы. Поразительное разнообразие форм жестяных коробок, красочность их оформления сделали еще более притягательными упакованные в них кондитерские товары и дали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, боящийся сырости: бисквиты, пряники, карамель, монпансье и пр.
Упаковку для своей продукции кондитеры и производители других продуктов питания заказывали на специальных производствах. Наиболее известными в России производителями жестяной упаковки были акционерное общество «В. В. Бонакер», основанное в 1890 г., печатня «А. Жако и Ко, известная так же как фабрика металлических коробок «Генерального общества французской ваксы в Москве». Это были фабрики иностранных инвесторов, так как увеличение промышленного производства в эти годы в значительной степени связано с притоком в Россию иностранного капитала, в первую очередь из Франции и Германии.
Торговый дом А. Жако сумел в условиях жесткой конкуренции стать постоянно растущим предприятием. Образцы производимых упаковок стали призерами национальных и международных выставок. В ассортименте фабрики на тот момент среди прочего были: жестяные упаковки для рыбных, овощных, фруктовых консервов, жестяные коробки для чая, кофе, карамели и др. Кроме того фирма предлагала бидоны для масла, спичечницы, портсигары, табачницы, рекламные вывески и др.
В 1889 г. за коробки из жести для кондитерской продукции фирма получила высшую награду Всемирной выставки в Париже; в 1882 г. – медаль Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде; в 1882 и 1884 гг. – большие серебряные медали на выставках в Москве и Одессе. Всем желающим высылались рекламки и прейскуранты.
На тот момент в Российской Империи появилось неимоверное количество конкурентов, производящих подобную упаковку, и, чтобы благополучно расти и развиваться иностранные фабриканты освоили еще один вид производства до сих пор никем не охваченный – производство икон фабричным методом!
И не ошиблись! Икона занимает важное место в православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного христианина и его жизнь, поэтому иностранная новинка быстро покорила сердца русского обывателя. Так, с 1890 г. монополия в производстве подобных икон стала принадлежать фабрикам А. Жако и В. Бонакера в Москве (фабрика Бонакера располагалась на Ткацкой улице, вблизи Семеновской заставы).
Сначала иконы на фабриках Жако и Бонакера старались печатать по существовавшим на тот момент специальным образцам для иконописцев. Однако это не избавило их от серьезных искажений православной иконографии, замеченных и вызвавших недовольство цензурного комитета Синода. Тогда для разработки новых образцов фирмы пригласили ведущих иконописцев из знаменитых иконописных центров Палеха и Мстеры, наладив производство икон, которые больше отвечали вкусам времени и официальной Церкви. На переоснащение фабричного оборудования были затрачены солидные средства. Были четко просчитаны затратная и доходная часть производства – цена на икону, как за товар, доводилась до минимума. Налажен был выпуск продукции по каталогам. В результате такую икону мог себе позволить самый беднейший слой православных в России. Популярность таких икон была столь высока, что затраты и усилия фабрикантов быстро и с лихвой окупились.
В технологии производства жестяной иконы проявились все новшества, все технические новинки, известные на тот период. Это и производство тонкого жестяного листа, и его покрытие сплавом (гальванопластика), и точная штамповка, придание объема жестяному листу.
Метод нанесения изображения особыми красками, хромолитография – рельефное, очень сложное по своему рисунку тиснение, которое даже сегодня удивляет, завораживает современного зрителя.
Вступив в яростную борьбу за покупателя, фабриканты учли многие взыскательные запросы и требования времени. Изготовители жестяных икон, производство которых было поставлено на поток, приложили огромные усилия для завоевания покупателя, в связи с чем использовали жесткие стандарты, внимательно следили за веяньем времени, старались учитывать вкусы обывателя и соблюдать заданные параметры…
Выпущенные фабриками жестяные иконы имели точно выдержанные размеры, идеально выполненные деревянные доски, на которых закреплялась жестяная икона, филигранно производилась штамповка, тиснение, был четок и многоцветен рисунок.
В результате такой подход к производству, доказывал, что Россия уже на тот момент обладала знаниями, опытом и умением производства великолепных поточных изделий, которыми в данном случае явились и упаковка и печатные иконы из жести.
Неизвестно, чем бы закончился этот необычный «бизнес-проект», если бы не Первая Мировая война и последовавший за ней октябрьский переворот... Уникальное явление «нерукотворных» икон сошло на нет! Немецкие погромы в Москве и других городах Российской Империи и нехватка металла в военной промышленности приостановили производство и коробок из жести, и икон на металле. С тех пор методика хромолитографии на жести для икон вообще больше не использовалась.
Сегодня иконы на металле можно считать раритетами. Дешевые иконы получили и не слишком бережное отношение к ним, исходя из старинной поговорки «что легко досталось, с тем легко и расстался», а потому в хорошем или идеальном состоянии их встретить уже трудно. Но, не смотря на это, этот исторический феномен не становится менее важным и востребованным к изучению.
Конец XX в. ознаменовался настоящим подъемом частного собирательства. Особенно серьезный интерес был проявлен к вещам конца XIX – начала XX вв. Потребность коллекционирования в обществе была огромной. Диапазон интересов необычайно широк: от марок, значков и монет – до икон, этикеток, упаковок, рекламных вывесок и многого, многого другого.
А музеи еще не обратили достаточного внимания на это явление. Культурный пласт нашей истории был бы обречен на медленное исчезновение, если бы не энтузиазм частных коллекционеров. Именно они взяли на себя непростую задачу: поиск и систематизацию предметов культуры и быта. В данном случае, именно благодаря их энтузиазму стало возможным выявить и по мере возможности наиболее полно показать уникальную продукцию фабрик Жако и Ко и Бонакера, созданную в условиях жесткой конкуренции печатной продукции на рубеже XIX - XX вв.