|
Упаковка и «Архитектура еды»
«Пищевой дизайн» или «Food-design» - одно из новых направлений в культуре
проектирования XXI века. Оно обычно ассоциируется с двумя отдельными направлениями: дизайном упаковки и гастрономическими экспериментами шеф-поваров. В Европе под этим термином подразумеваются не только эстетические приемы, но и целая культурно-философская концепция, включающая комплексный подход к презентации и изготовлению блюд или продуктов общественного питания, сотрудничество и обмен опытом между различными специалистами: дизайнерами, технологами и шеф-поварами. Под их руководством еда, как одна из самых древних форм самовыражения, превращается в объект и средство коммуникации.
Анализ и исследование в контексте «Пищевого дизайна» основываются на
следующих ключевых словах, зафиксированных в официальном манифесте «Food-Design»
(2006 г.), который разработал автор направления «пищевой архитектуры» Паоло Барикелла: функциональность, эргономичность, практичность, технологичность, прогресс, инновационность, экономия, соотношение цены и качества, потребительский спрос и т.д.
Различают три концептуальных подхода в «Пищевом дизайне»:
1. «дизайн вокруг еды»: проектирование интерьеров и предметов обстановки
коммерческих заведений и мест общественного питания, дегустационных залов,
базирующихся на определенной гастрономической тематике (так называемые “Foodpoint”);
2. «дизайн и еда»: дизайн продуктов из съедобных материалов;
3. «дизайн для еды»: дизайн предметов, необходимых для потребления пищи.
В последнее время создаются многочисленные творческие союзы архитекторов,
дизайнеров, фирм-производителей и известных шеф-поваров, которые разрушая
традиционные каноны и стереотипы, превращают свои эксперименты на кухне, в студии и в лаборатории в проекты «Пищевого дизайна» для дома, ресторанов или для полок
супермаркетов. Примером такого вида сотрудничества являются совместная работа пивного брэнда «Перони Настро Адзуро» (Peroni Nastro Azzuro) и дизайнерской марки «Алесси» (Alessi) в проектировании коктейльных аксессуаров или альянс архитектора Массимилиано Фуксаса и одного из авторов молекулярной кухни Феррана Адриа.
Не все коллекции столовых приборов или кухонных аксессуаров, спроектированные
дизайнером для определенной марки, могут стать проектами «Food-design». Главное
отличие «Пищевого дизайна» от промышленного или от предметного - это связь формы,
функции с определенным продуктом питания, рецептом. Это своеобразный поиск новых
моделей отношений в культуре потребления и анализ изменений в пищевых отраслях,
разработка новых ритуалов и оформлений. Такой метод проектирования основан на
гармоничном сочетании разнообразных вкусовых ингредиентов и формальных признаков,
которые должны поддерживать равновесие между блюдом и едой.
В процессе работы над проектом «Food-design» используют те же принципы, что и в
любом другом типе формотворчества: геометрическая композиция, продуманные цветовые сочетания, соотношение холодного и горячего, использование контрастных элементов и световых эффектов. В рамках направления «Пищевого дизайна» необходимы знания не только истории кухни, рецептов, правил дегустации, этикете стола, но и изучение стилей, понятие о моде и рассмотрение новых тенденций, принципов проектирования, микробиологии, маркетинга и PR.
Следует помнить, что дизайн стоит на службе еды, а не наоборот. «Еда» - главный
компонент проекта, в котором используются продукты из «еды» и разрабатываются предметы для «еды». Стильная упаковка, красивые столовые приборы и функциональные кухонные аксессуары влияют на способ ее потребления, усиливая вкусовые ощущения и аппетит.
Глазами мы воспринимаем форму, а ртом ощущаем вкус. В основе любого проекта «Food-design» лежит «функциональная концепция». Тарелка проектируется для конкретного блюда, которым славится некий ресторан; упаковка разрабатывается, чтобы подчеркнуть характеристики определенного продукта, бокал – для потребления коктейля во время мероприятия, организованного производителем алкоголя.
Можно привести пример многофункциональных подносов, которые позволяют во время
дегустаций или вечеринок одновременно использовать и держать при себе тарелку, бокал,
вилку и общаться с друзьями - концепция «K-wine» Маттео Бертанелли и Микеле ди Монте.
Футуристический проект «Din-ink», предложенный итальянскими дизайнерами
Андреа Чинголи, Паоло Эмильо Беллисарио, Кристиан Челлини и Франческа Фонтана, представляет собой столовые приборы для обеда будущего: шариковые ручки с колпачками, заканчивающимися в форме ножа, ложки и вилки. Это идеальное решение, для того, чтобы быстро перекусить в офисе, во время поездки или на свежем воздухе и т.д.
В дизайне упаковки или в проектировании дегустационных одноразовых наборов
большое внимание уделяется использованию экологически чистых материалов,
поддающихся биологическому разложению или повторной переработке: пластик на основе протеинов кукурузы, джут, древесная пульпа, крахмал тапиоки и т. д. Другое направление - «съедобная» посуда, призванная заменить предметы из одноразовой бумаги, которая служит также в качестве закуски: коллекция из рисовой муки, воды и соли японского дизайнера Нобухико Арикавы или тарелки, сделанные из фруктово-овощной массы, голландца Гека Воутерса.
Одним из самых интересных мероприятий, в котором больше всего отражается
философия «Пищевого дизайна», не считая разнообразных мастер-классов, конкурсов,
конференций или шоу-кукингов, является «Архишеф» («ArchiChef»), проводимое в Италии. На этом мероприятии какой-нибудь известный архитектор или дизайнер устраивает в своей студии или в другом общественном месте вечеринку, для которой сам лично выбирает меню, участвует вместе с шеф-поваром в приготовлении блюд как «конструктор» формы, ароматов и вкусов в сопровождении определенной музыкальной атмосферы. Здесь встречаются креативность и гастрономия, что позволяет оригинально провести время в компании друзей и коллег, обсудить проекты, поговорить о вкусах, стиле и о культуре вообще. Это своего рода неформальный салон, где современное общество получает вдохновение от вкуса и стиля.
В России профессия «архитектор», замкнутая в своей серьезности и суровости, до сих
пор воспринимается в традиционном смысле. «Food-design» не призывает всех архитекторов и дизайнеров кинуться готовить для публики. Необходимо немного раскрепоститься и пустить творчество в повседневную жизнь, создавая новые гибридные формы художественного самовыражение. Ведь талантливый человек - талантлив во всем!
По материалам CREATIVIRUS project
закрыть
|